Количество
мест в салоне СМП. Проблемы проектирования.
При проектировании
производители СМП сталкиваются с определенными проблемами:
1.Отечественная автомобильная промышленность отстает по
многим показателям от Европейского и Американского уровня развития при постоянно
возрастающих требованиях медиков в плане создания комфорта пациенту (ам),
перевозимому в СМП.
2.Требования
Евопейского и Американского урровня комфорта
СМП регламентированы соответствующими документами EN1789[1] и KKK-A-1822[2], что дает производителям инструкции, достаточные для создания
автомобиля СМП.
3. Вводимый в настоящее время ОСТ 42-21-29-01[3] частично снимает остроту проблемы соответствия медицинских
требований с возможностями автопрома, но многие протворечия остаются
неразрешенными.
Одно из таких противоречий
- отсутствие четкой регламентации на количество посадочных мест.
Приказом 100 Минздрава автомобили СМП разделяются на
фельдшерские и врачебные бригады, в то время как ОСТ 42-21-29-01 определяет три
типа автомобиля А, В и С, что близко к Европейской классификации.
В составе фельдшерской бригады 2 фельдшера и санитар, всего 3 человека
(без водителя).
Врачебная бригада включает 1 врача 2 фельдшеров и медсестру - 4 человека
(без водителя).
Количество перевозимых пациентов не регламентируется.
Ничего не говорится о сопровождающих.
В то же время в реальной жизни бригада на выезде состоит из 2-х, как
правило, человек а переносить лежачего больного без привлечения посторонней
помощи не представляется возможным.
Частично решает эту проблему включение в бригаду водителя, – но это
естественно не самый лучший выход из создавшегося положения.
Таким образом у производителей СМП довольно тяжелое положение. С одной
стороны на них давит все возрастающие требования по обеспечению комфорта,
определенные соответствующими документами, а с другой стороны развязывают
руки противоречия, заложенные в
существующих документах: ОСТ 42-21-29-01 ОСТ 42-21-32-88 [4], приказ 100 Минздрава.
Производителью ничего не остается делать, как оснащать атомобиль так, как
у него получается.
В результате страдает потребитель – пациенты и врачи.
В данной статье предлагается определить количество посадочных мест в
салоне СМП адекватно сложившимся условиям, что может снять остроту вышеупомянутой
проблемы.
На настоящий момент
у отечественных производителей СМП есть
ОСТ 42-21-29-01 на салоны СМП,
который пока еще не введен в действие. Это документ Министерства
здравоохранения и формально к производителям автомобилей отношения не имеет. Он
сформирован в виде требований, которые
медики примеряют к автомобилям в части салона (и не более).
Это аналог
европейского и американского стандарта (хотя
и европейский и американский стандарт выдвигают требования не к салону СМП, а
целиком к автомобилю СМП).
Но положение европейских
и американских медиков отличается от отечественных тем, что у них имееся
большой выбор качественной продукции и часть требований в них просто не присутствует
(например, надежноссть).
В то же время
российская автопромышленность спосбная выпускать в настоящее время СМП классов
А,В и С(только в определенной части) представлена в основном только Нижним
Новгородом. Основные автомобили СМП представлены Газелями и Соболями.
Если говорить о заводах
Москвич, и ВАЗ, УАЗ, то они могут представить автомобили только класса. А, или В. (подробнее в статье Рыбалова на сайте http://people-mtu/mmh-ambulance/).
Завод ЗИЛ в настоящее
время изготавливает опытный СМП класса С.
Учитывая, что завод АЗЛК в настоящее время не производит
автомобили, то фактически выбора у медиков нет, а на импортные автомобили, как
правило, денег у больниц и подстанций (исключая Москву) не находятся, предлагается
ограничить круг возможных проблем, которые возможно решить на «бумажном» этапе производства
автомобиля СМП.
Первая проблема - это
облик автомобиля, который складывается из количества перевозимых человек,
учитывая, что отечественные автомобили имеют небольшой запас по мощности.
Зарубежные стандарты
подходят к этому вопросу весьма серъезно – они вводят понятия первичный и вторичный
пациент, сопровождающий, распысывают подетально количество для разных типов СМП
места посадки и даже положение персонала, определяют место где должен
находиться первичный пациент. Это фактически помогает тем, кто проектирует
салон.
В наших документах
отсутствует понятие чрезвычайный пациент (первичный) и просто пациент, нет понятия
сопроводающего, нет соответствия по количеству человек между 100 приказом и ОСТом.
В ОСТе неоднозначно сказано
о месте рядом с водителем.
То есть при всем
желании количество перевозимых человек определить просто невозможно.
Поэтому в данной статье предлагается ввести в регламентирующие
документы понятия: первичный и вторичный
пациент (уже имеющиеся в общеевропейских
и американских стандартах), определится с местом, находящимся рядом с водителем
и понятием салон СМП.
Предлагаются
следующие определения:
СМП-Автотранспортное средство с двумя (по крайней мере)
специалистими на борту для оказания помощи и перевозки как минимум одного
пациента на носилках.
Первичный пациент - основной пациент, которому может
быть оказана медицинская помощь в максимальном объеме, обеспечиваемом
оснащением СМП. Первичный пациент помещается на основные носилки.
Вторичный пациент-пациент, не требующий в пути оказания срочной,
сложной медицинской помощи. Вторичный пациент может быть помещен на неосновные
носилки или кресло.
Сопровождающий - необязательное лицо, могущее
сопровождать пациента в пути следования в больницу. Сопровождающий может быть размещен
в кресле (на скамейке) при наличии свободных мест.
Медперсонал выездной бригады СМП –врач, фельдшер (ы), санитар
(ы) - входящие на момент дежурства в экипаж СМП.
Количество мест в СМП
должно быть в соответствии с таблицей:
Количество
мест в СМП (салон и место рядом с
водителем) должно быть: |
Типы СМП |
||
А
|
В |
С |
|
Врач |
|
1
кресло (рядом с вод) |
1
кресло (рядом с вод) |
Фельдшер |
2
кресло/скамья |
1
кресло |
1
кресло |
Мед
сестра |
|
1
кресло |
1
кресло |
Санитар |
1скамья |
1
скамья |
1
кресло |
Первичный
пациент |
1носилки |
1
носилки |
1
носилки |
Вторичный
пациент |
|
1
носилки складные |
1
носилки складные |
Сопровождающий |
|
|
1
скамья |
Эти предложения могут
быть учтены при последующих редакциях ОСТта или создании нового СТАНДАРТА на автомобили
СМП (а не салоны СМП).
В электронном виде
проект стандарта расположен на сайте, указанном в статье – USITE.RU/LL-MVM-CR
EN1789:2000 This British Standard is the English language version of
EN 1789:1999
[2] Federal specification ambulance Emergency
Medical Care Vehicle KKK-A-1822-Jan 2,1974,This specifications approved by the
Commissioner, Federal Supply Service, General Services Administration, for the
use of all Federal agencies
[3] ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ, САЛОНЫ
АВТОМОБИЛЕЙ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ИХ ОСНАЩЕНИЕ. Общие технические
требования
[4] ОСТ 42-21-32-88 Передвижные комплексы медицинского назначения. Помещения медицинские на автомобильных шасси. Общие технические требования.