Отечественные автомобили скорой медицинской помощи

 

В 1995 г. во Всероссийском научно-исследовательском и испытательном институте медицинской техники был образован отдел № 38 «Передвижные комплексы медицинского назначения». Одним из важнейших направлений деятельности данного подразделения с момента основания является проведение технических приёмочных испытаний новых образцов передвижных комплексов медицинского назначения. Среди последних значительную часть составляют автомобили скорой медицинской помощи (АСМП). Одни из них получили широкое распространение как   ГАЗ-32214, другие выпускаются единичными образцами и находят применение в «своих» регионах, а третьи так и остались в виде опытных образцов.  В данной статье приведён обзор автомобилей проходивших испытания в отделе за время его существования.

 

 

1. Введение

 

В бывшем СССР для нужд Министерства здравоохранения использовались автомобили, производимые несколькими крупными автозаводами. Из-за ограниченного числа выпускаемых моделей и требований конвейерной сборки перед разработчиками передвижной медицинской техники стояла задача с максимальной эффективностью использовать уже выпускаемые серийно автомобили при минимальных изменениях, вносимых в конструкцию базовых шасси. Это приводило к тому, что созданные  машины не всегда удовлетворяли требованиям Министерства здравоохранения. Кроме того, крупносерийное производство автомобилей не позволяло быстро реагировать на растущие требования Минздрава, что приводило к выпуску морально устаревших по своей конструкции образцов.

Основным поставщиком в последние годы существования СССР был завод RAF, автомобилями которого на тот момент было укомплектовано подавляющее большинство станций скорой медицинской помощи и больниц. Выпускаемый Ульяновским автозаводом санитарный автомобиль УАЗ-3962, использовался в основном в сельской местности благодаря полноприводному шасси и комплектовался только брезентовыми носилками.  Для перевозки больных и пострадавших в городских условиях применялись автомобили легковые «Волга» для медицинской помощи с закрытым пятидверным кузовом типа «универсал», выпускаемые Горьковским автозаводом.

С распадом СССР и введением ГТК России таможенных правил, приравнивающих продукцию латвийского завода RAF к импортной, существенно осложнилась закупка выпускаемых им медицинских автомобилей для нужд отечественного здравоохранения. С другой стороны RAF, оказавшийся без основного потребителя своей продукции в 1996 г. прекратил своё существование. Благодаря тому, что большинство запчастей для RAF изготавливалось на Горьковском автозаводе, трудностей в эксплуатации имевшихся латвийских АСМП при этом не возникло. Тем не менее за 3-5 лет интенсивной каждодневной эксплуатации «рафики» вырабатывали свой ресурс полностью, а заменить их было нечем. 

В сложившейся ситуации и в связи с резким сокращением оборонного заказа многие предприятия ВПК взялись за переделку под АСМП автомобилей Ульяновского автозавода УАЗ-3962, улучшая отделку медицинского салона, устанавливая на базовый автомобиль высокую крышу и т.п. С началом выпуска в 1995 г. грузовых автомобилей ГАЗ-3302 «Газель» Министерство здравоохранения заказало Горьковскому автозаводу и профинансировало разработку Автомобиля скорой медицинской помощи ГАЗ-27053 для городских условий и ГАЗ-270573 (полноприводный вариант) для сельской местности. Из-за отсутствия на тот момент серийного цельнометаллического фургона, автомобиль был изготовлен на базе ГАЗ-3302 и имел кузов каркасного типа, что сделало невозможным серийный выпуск. Поэтому ОАО «ГАЗ» в начале 1996 г. после постановки на конвейер семейства микроавтобусов «Газель» разработал автомобиль скорой медицинской помощи ГАЗ-32214, который имел полноценный цельнометаллический кузов и со временем практически полностью заменил выработавшие свой ресурс автомобили RAF. На сегодняшний день этот АСМП является самым массовым в Российской Федерации.

В тоже время, открытие границ позволило ввозить в Россию АСМП зарубежного производства. При европейском качестве изготовления они не могли получить широкого распространения по причине высокой стоимости, но их появление подстегнуло отечественных производителей АСМП к выпуску более качественных машин. Этому способствовало и появление на рынке страны как импортных, так и новых отечественных материалов. Создание совместных предприятий и покупка отечественными фирмами европейских технологий привели к качественно новому уровню выпускаемых сегодня автомобилей медицинского назначения. Вместе с тем наряду с образцами, приближающимися по своим параметрам к мировым стандартам, ряд предприятий ВПК и авторемонтных заводов продолжают выпускать мелкими партиями АСМП, используя в качестве базовых автомобилей: УАЗ-3962, ГАЗ-3302, ГАЗ-2705 - не всегда соответствующие требованиям Минздрава и не имеющие разрешения на применение в медицинской практике, как и основная масса АСМП зарубежного производства, ввозимых в Россию.

На сегодняшний день проблема поиска базового шасси или автомобиля для изготовления АСМП  практически не стоит. Однако в связи с повышающимися требованиями Минздрава и большим числом производителей и поставщиков автомобилей медицинского назначения возникла острая необходимость создания нормативной базы, определяющей современный уровень требований к изделиям данного вида, допускаемым к использованию на территории Российской Федерации. В настоящее время разработка такой нормативно-технической документации ведётся отделом «Передвижные комплексы медицинского назначения» ОАО «НПО «Экран» (головной организации Минздрава РФ).

 

 

2. Автомобили скорой медицинской помощи

 

Автомобили медицинского назначения по конструкции подразделяются на АСМП выполненные по модульной схеме, АСМП изготовленные на базе цельнометаллических фургонов и автомобили для перевозки больных и пострадавших, созданные на базе легковых моделей.

Одним из первых предприятий, разработавших АСМП модульной конструкции на появившемся в 1995 г. шасси ГАЗ-3302,  традиционно стало ОАО «НПО «Экран».

Первый опытный образец был изготовлен фирмой JANVAN Rovaniemi (Финляндия) т.к. в то время в нашей стране ещё не было технологий, способных реализовать задуманное. По возвращении в Россию АСМП был укомплектован медицинским и специальным оборудованием на предприятиях ОАО «НПО «Экран». В соответствии с выпиской из протокола №4 от 2 ноября 1995 г. автомобиль был рекомендован для проведения приёмочных испытаний. В ходе испытаний в 21 НИИИАТ МО РФ выяснилось, что при полной загрузке автомобиля передняя ось оказывается перегруженной на 250 кг, что автоматически снимает автомобиль с гарантии завода-производителя шасси. Для устранения перегрузки передней оси ОАО «НПО «Экран» внесло изменения в конструкцию мебели медицинского салона.

При достаточно высоких потребительских свойствах данного автомобиля внедрение его в медицинскую практику ограничивалось высокой стоимостью медицинского модуля и сложностями при таможенной очистке автомобиля. Поэтому было принято решение об изготовлении кузова на одном из отечественных предприятий. В 1996 г. ОАО «НПО «Экран» заключило договор с АОЗТ «АЛЬТЕРНА» (г. Ликино-Дулёво) на изготовление кузовов. Мебель в медицинском салоне изготовлялась на одном из предприятий ОАО «НПО «Экран». При том, что новый автомобиль оказался дешевле своего предшественника, качество изготовления медицинского модуля не удовлетворяло требованиям потребителей (низкая коррозионная стойкость, недостаточная прочность кузова, плохое качество отделки медицинского салона и т.п.).

В 1997 г. было принято решение отказаться от производства кузовов на АОЗТ «АЛЬТЕРНА» и организовать его на ОАО «Комбинат автофургонов» (г. Шумерля). Так появился медицинский модуль, прошедший испытания и рекомендованный к серийному производству как отдельно, так и в составе АСМП на базе ГАЗ-3302(7) и ЗИЛ-5301 (Выписка из протокола № 6 от 9 сентября 1997 г. комиссии Минздрава РФ по новой медицинской технике). «Автомобиль АСМП-Экран»  выпускается в настоящее время в соответствии с заказами в различных комплектациях и как на заднеприводном шасси ГАЗ-3302, так и на полноприводном – ГАЗ-33027. Медицинский салон имеет увеличенные размеры (длина-3000 мм, ширина-2000 мм, высота-1800 мм), что обеспечивает более комфортные условия работы для медицинского персонала. Медицинский модуль выполнен по схеме «Sandwich» благодаря чему имеет отличную тепло- и шумоизоляцию. Автомобиль оснащен автономным обогревателем. К недостаткам можно отнести низкую манёвренность, что затрудняет эксплуатацию в городских условиях.

В начале 1996 г. АО «Шумерлинский завод спецавтомобилей» разработал АСМП модели 27401-013   с модульным кузовом панельной конструкции на базе выпускаемого предприятием автомобиля-фургона мод. 27401-012, выполненном на шасси автомобиля ГАЗ 3302 и имеющем «Одобрение типа транспортного средства». Летом 1996 г. АСМП прошел приёмочные испытания и получил рекомендацию к серийному производству. Автомобиль обладает просторным медицинским салоном, что облегчает работу медицинского персонала, однако невысокое качество отделочных материалов и низкая коррозионная стойкость кузова снизили потребительские свойства данного АСМП. Автомобиль выпускался единичными экземплярами, а после прихода в 1999 г. на завод нового руководства его производство было прекращено.

В конце 1997 г. прошел приемочные испытания и был рекомендован Минздравом РФ к серийному выпуску ещё один АСМП модульной конструкции, созданный совместно специалистами ОАО «ГАЗ» и фирмы «PROFILE OY» (Финляндия). Медицинский модуль автомобиля ГАЗ-3986 изготовлен по структуре  «Sandwich»: наружная поверхность состоит из армированной пластмассы (что практически исключает коррозию), внутри - плиты из пеноматериалла PVC, внутренняя отделка состоит из армированной пластмассы и пластика ABS. Такая конструкция позволило дать гарантию на модуль – 15 лет, что позволяет наиболее полно использовать основное преимущество модульной схемы – возможность достаточно просто и быстро заменять выработавшее свой ресурс шасси без покупки нового АСМП целиком.



Как было сказано выше, основными изготовителями АСМП на базе автомобилей УАЗ стали предприятия ВПК. Так АО «Завод Тула» выпускает АСМП и Реанимобиль (с высокой крышей) на базе УАЗ-3962. Стремление сделать машину как можно дешевле при сохранении приемлемого качества, что достигается использованием при изготовлении салона отечественных материалов, позволяет обеспечить потребности регионов в недорогих АСМП.

Ульяновский механический завод в 1997 г. создал Реанимобиль интенсивной терапии. На кузов базового УАЗ-3962 была смонтирована высокая пластиковая крыша, что позволило увеличить высоту медицинского салона до 1750 мм. Стены и двери утеплены специальными материалами. Автомобиль оснащён стандартным медицинским оборудованием. Кроме того, в нем предусмотрены: рукомойник с электроприводом подачи воды, отопители (автономный и работающий от системы охлаждения двигателя), вытяжной вентилятор, бактерицидный облучатель, вентиляторы местного обдува на рабочих местах, световой люк на крыше. Для обеспечения электроприборов медицинского и специального назначения автомобиль оснащён дополнительным  генератором мощностью 2 кВт, инвертором для получения ~220 В, двумя аккумуляторными батареями ёмкостью 90 Ач. Благодаря такому богатому оснащению автомобиль даёт возможность оказывать высоко-квалифицированную медицинскую помощь в труднодоступных местах благодаря полноприводному шасси и современному медицинскому оснащению. Для районов с холодным климатом на заводе разработан северный вариант данного АСМП, предусматривающий в частности двойное остекление.

АО «Ижевский мотозавод «АКСИОН» удалось создать на базе обычного УАЗ-3962 автомобиль линейной скорой помощи повышенной комфортности, который можно использовать как практически при полном отсутствии дорог, так и в городских условиях. Медицинское отделение расположено в утепленном салоне цельнометаллического кузова с окнами, боковой распашной и задней двустворчатой дверьми.  Под боковой дверью установлена  откидывающаяся подножка.  Салон оснащен мебелью и медицинским оборудованием, а также имеет четыре кресла для медперсонала (откидывающееся в изголовье носилок; одно повышенной комфортности с подголовниками по левому и два повышенной комфортности с подголовниками по правому борту). Система обогрева состоит из отопителя, работающего от системы охлаждения двигателя и автономного электрического отопителя. В левом переднем углу медицинского салона установлен вентилятор. Медицинский салон освещается четырьмя плафонами. Внешнее оборудование автомобиля включает в себя: сигнальную громкоговорящую систему с маяками на крыше, фару наружного освещения над задними дверьми, фару-искатель над кабиной водителя. Для визуальной связи медицинского салона с кабиной водителя имеется раздвижное окно на передней панели медицинского салона. В кабине автомобиля установлены 2 места повышенной комфортности (с учетом места водителя).

Созданный Горьковским автозаводом совместно с ТОО «Транспорт экстремальной медицины» ГАЗ-27053 прошел приёмочные испытания весной 1996 г. и был рекомендован к серийному выпуску. АСМП представлял собой автомобиль с цельнометаллическим кузовом вагонного типа, созданный на шасси ГАЗ-3302. В салоне кузова размещалось стандартное медико-техническое и специальное оборудование, обеспечивающее возможность оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим на месте происшествия и в процессе транспортировки силами бригады скорой помощи. Медицинский салон имел потолок высотой 1800 мм (высокая крыша изготовлена из стеклопластика). Помимо этого в АСМП устанавливался дополнительный аккумулятор, кондиционер, фары наружного освещения места происшествия. Шасси ГАЗ-27053 - заднеприводное. Мебель в медицинском салоне изготавливалась из жёсткого формованного пластика с невысоким качеством подгонки отдельных элементов. Из-за чего при движении автомобиля повышенный уровень шума в медицинском салоне создавал определённые неудобства при работе медперсонала. Летом 1997 г. рекомендацию Минздрава получил аналогичный автомобиль, но с полноприводным шасси, что повышало управляемость автомобиля на скользких покрытиях и позволяло оказывать помощь в отдаленных населённых пунктах, где отсутствуют дороги с твёрдым покрытием. Этот АСМП имел те же достоинства и недостатки, что и заднеприводный аналог. Кроме того, значительный вклад в шумность автомобиля давала полноприводная трансмиссия. По указанным выше причинам автомобиль не был запущен в серийное производство.


В конце 1996 г. Горьковский автозавод получил разрешение на выпуск нового автомобиля скорой медицинской помощи ГАЗ-32214, который был разработан на базе автобуса ГАЗ-3221. Благодаря серийному выпуску, автомобиль имел очень привлекательную цену, что сделало его в последствии самым массовым АСМП. Полноприводный вариант был изготовлен в нескольких опытных образцах, но широкого распространения пока не получил.

В 1999 г. нижегородское ООО «Самотлор-НН», используя технологию фирмы «PROFILE OY» (Финляндия), освоило выпуск АСМП с улучшенными салонами ГАЗ-3221(7)4, ГАЗ-221172(1) «Соболь». Автомобили комплектуются автономными отопителями, предпусковыми подогревателями и кондиционерами фирмы «Webasto». При высоком качестве изготовления автомобили имеют разумные цены, что определяет растущий на них спрос.

На ряду с массовым производством автомобиля скорой помощи ГАЗ-32214 ряд предприятий в регионах продолжает выпускать мелкими партиями АСМП, используя в качестве базовых цельнометаллические фургоны и шасси семейства «ГАЗель» Горьковского автозавода. Таким примером может служить АО «Чебоксарский авторемонтный завод», который является изготовителем кузовных деталей для нижегородских автомобилей. В конце 1999 г. ЧАРЗ изготовил образец собственного Автомобиля скорой медицинской помощи модели 3251-01 на базе ГАЗ-3302. Шасси модели 3251-02 заднеприводное. АСМП выполнен в виде цельнометаллического фургона каркасного типа и оснащён системой нормализации микроклимата, включающей автономный отопитель с дистанционным управлением и приточно-вытяжной вентиляции. Салон выполнен по высоте от пола до потолка - 1840 мм. Установлена дополнительная аккумуляторная батарея. В крыше медицинского салона установлены окна, улучшающие его естественную освещённость. Медицинский салон имеет шумо- и теплоизоляцию. К недостаткам данного автомобиля можно отнести: невысокое качество отделочных материалов и неточную подгонку отдельных элементов внутренней обшивки медицинского салона. Автомобиль продается единичными экземплярами в основном в пределах Чувашии.

В 2000 г. со своей версией недорогого АСМП на базе цельнометаллического фургона ГАЗ-2705 вышло АО «Завод Тула». Медицинский салон имеет правую боковую сдвижную дверь, и две задние распашные двери. Салон оснащён системой нормализации микроклимата. Между медицинским салоном и кабиной водителя установлена ровная перегородка с раздвижным окном. Потолок медицинского салона выполнен из глянцевого пластика, что повышает освещённость салона и упрощает санобработку. Медицинский салон имеет шумо- и теплоизоляцию. В салоне установлена медицинская мебель для размещения медицинского и специального оборудования, два откидных раскладывающихся кресла  по правому борту, носилки на приемном устройстве, поворотное кресло врача в изголовье носилок. Основным недостатком этого АСМП является невысокое качество изготовления медицинского салона. Мебель собрана из водостойкой фанеры с применением грубого крепежа.

После отказа ОАО «ГАЗ» от выпуска АСМП ГАЗ-27053 и ГАЗ-270573, разработанных при участии ТОО «ТЭМ», последнее по аналогичной схеме  совместно с заводом АО «СЕМАР» (г. Семёнов) в 1997 г. разработало Реанимобиль Семар-ТЭМ 32343.

Автомобиль изготавливается на базе ГАЗ-3302. На шасси монтируется кузов каркасного типа. Салон, в целях обеспечения удобства работы сопровождающего персонала, выполнен по высоте от пола до потолка размером 1800 мм и оснащён системой нормализации микроклимата. Установлена дополнительная аккумуляторная батарея. Для снижения уровня шума и повышения теплоизоляционных свойств в салоне выполнен ряд конструктивных изменений: поверх пола уложен термоизолирующий настил; крыша, боковые и передняя стенки, задние двери оклеены двумя слоями пенополиэтилена, поверх которого закреплена фанера, оклеенная пенопленом светлого цвета. В перегородке между кабиной и медицинским салоном имеется дверь для прохода, визуальной и речевой связи с кабиной водителя. В кабине установлены два кресла повышенной комфортности. Для удобства работы в ночное время установлены по два боковых светильника с каждой стороны кузова.

В последние годы благодаря  появлению в России совместных предприятий по сборке импортных автомобилей появились созданные на их базе АСМП. Осенью 1998 г. ЗАО «АВТОТОР» при участии ОАО «НПО «Экран» разработало и изготовило образец медицинского автомобиля на базе собираемого на предприятии «АВТОТОР» в г. Калининграде из машинокомплектов автомобиля «KIA-BESTA». Автомобиль в отличие от отечественных имеет лучшую плавность хода за счёт более современной  подвески; повышенную маневренность и управляемость за счёт уменьшения базы автомобиля и наличия гидроусилителя руля; увеличенную динамику за счёт снижения массово-габаритных характеристик; улучшенные эксплуатационные характеристики за счет применения экономичного дизельного двигателя. Основным недостатком данного АСМП является низкий потолок медицинского салона. Салон оснащён системой нормализации микроклимата, включающую автономный отопитель с дистанционным управлением и приточно-вытяжной вентиляции.  Автомобиль оснащен зарядным устройством для подзарядки аккумулятора. Для снижения уровня шума и повышения теплоизоляционных свойств в салоне выполнен ряд конструктивных изменений: поверх пола уложен термоизолирующий настил (антикоррозийное покрытие, водостойкая фанера, автомобильный линолеум). Между кабиной и медицинским салоном установлена перегородка с окном для визуальной и речевой связи. Автомобиль был рекомендован к серийному производству в начале 1999 г.

В связи с тем, что автомобили «KIA-BESTA» сняты с производства, ЗАО «АВТОТОР» вышло с извещением об изменении в ТУ для производства АСМП на базе новой модели фургона «KIA PREGIO». Новый автомобиль имеет улучшенные технические параметры. Автомобиль рекомендован к серийному производству Минздравом РФ.

Для своего АСМП предприятие ООО «Евросиб авто» (г. Санкт-Петербург») выбрало цельнометаллический фургон MAZDA 2200. Автомобиль был разработан и изготовлен при участии специалистов ОАО «НПО «Экран» в декабре 1998 г. При изготовлении образца основной упор был сделан на применение отечественных материалов и медицинского оборудования. Шасси - заднеприводное. Двигатель – четырехтактный дизель максимальной мощностью 47 кВт (при 4250 об/мин). Размеры медицинского салона: высота 1350 мм; длина 3050 мм; ширина 1530 мм. Автомобиль рассчитан на перевозку 5 человек: 1 - на носилках; 2 – на сидениях; 2 – в кабине, включая водителя.

Салон оснащён системой нормализации микроклимата, включающей автономный отопитель Webasto с дистанционным управлением, приточно-вытяжную вентиляцию и раздвижные окна. Между медицинским салоном и кабиной водителя установлена ровная перегородка с раздвижным окном. Потолок медицинского салона выполнен из полистирола с глянцевой поверхностью, что повышает освещённость салона и упрощает санобработку. Для снижения уровня шума и повышения теплоизоляционных свойств поверх пола уложен термоизолирующий настил (антикоррозийное покрытие, водостойкая фанера,  автомобильный линолеум). В салоне имеется медицинская мебель, рундук-кресло по правому борту, носилки-каталка, поворотное кресло врача в изголовье носилок. Автомобиль обладает современными техническими характеристиками,  высокой надёжностью и низкими эксплуатационными затратами. Вместе с тем высокая стоимость АСМП, обусловленная дороговизной базового автомобиля, обуславливает его мелкосерийное производство. Основное распространение автомобиль получил в г. Санкт-Петербурге и ленинградской области.

 

Для перевозки врача, больных и пострадавших до настоящего времени использовались санитарные автомобили, созданные на базе машин Горьковского автозавода  (последняя модель 2000 г. - Автомобиль легковой «Волга» ГАЗ-310231 для медицинской помощи с закрытым пятидверным кузовом типа «универсал»). С появлением нового семейства автомобилей «Соболь» ОАО «НПО «Экран» по заказу Минздрава России для выполнения Программы социальной защиты населения  разработало и изготовило совместно с ООО «Самотлор-НН» 28 Автомобилей для перевозки больных инвалидов и престарелых на базе ГАЗ-2752. Область применения – больницы и клиники. Шасси - заднеприводное. Автомобиль рассчитан на перевозку 5 человек: 1 - на носилках кресельных; 2 – на сидениях; 2 – в кабине водителя.  Автомобиль  представляет собой цельнометаллический фургон с более комфортным шасси, лучшей манёвренностью и меньшим расходом топлива, чем у семейства автомобилей «Газель». Медицинский салон имеет правую боковую сдвижную дверь, и две задние распашные двери. Салон оснащён системой нормализации микроклимата, включающей: отопитель от системы охлаждения двигателя, прозрачный потолочный люк. Между медицинским салоном и кабиной водителя установлена ровная перегородка с раздвижным окном. Потолок медицинского салона выполнен из синтетических материалов светлых тонов, что повышает освещённость салона и упрощает санобработку. В салоне расположены: носилки кресельные на приёмном устройстве, кресло  по левому борту, рундук-сидение по правому борту и подставка под чемодан-укладку.

Фирма «Лада-Тул» разработала и изготовила медицинский автомобиль ВАЗ-2131 на базе «Нивы», что позволяло, используя высокую проходимость базов ого шасси, эксплуатировать ВАЗ-2131 при отсутствии дорог с твёрдым покрытием. Однако, при предварительном показе автомобиля экспертами ВНИИИМТ было выявлено низкое качество изготовления образца (щели в дверных проёмах, перекос высокой крыши и т.п.) и отсутствие документации. Автомобиль был отправлен на доработку.


В последние годы, в связи с ростом загруженности городских автодорог непрерывно возрастающим числом машин, возникла потребность создания мобильных АСМП, имеющих высокую манёвренность и небольшие габаритные размеры. В 1997 г. АО «Москвич» совместно с Киевским авиационным заводом разработало Медицинский автомобиль Москвич–2901. Но распространению последнего мешали расположение изготовителя медицинского кузова в Киеве и таможенные барьеры на границе.  Используя данный прототип, в начале 2001 г. ОАО «НПО «Экран» по заданию Минздрава РФ разработал АСМП Москвич-2901-М. На базовый пикап Москвич-233500 (производства АО «Москвич») на предприятии АО «КАФ» (г. Шумерля) был установлен медицинский кузов, выполненный по «Sandwich»-технологии. Кузов имеет заднюю распашную двухстворчатую и одну распашную по правому борту двери. Затем фирма ООО «Самотлор-НН» (г. Нижний Новгород) изготовило медицинский салон, мебель для размещения медицинского и специального оборудования и установило автономный отопитель  «Webasto». Окончательную доводку и комплектацию автомобиля медицинским оборудованием выполнило ОАО «НПО «Экран».

В 2001 г. ООО «Самотлор-НН» представило опытный образец аналогичного автомобиля на базе ГАЗ-310231 «Волга».

На сегодняшний день гамма выпускаемых в России автомобилей медицинского назначения позволяет перекрыть практически весь диапазон специализаций. Поэтому, учитывая, что при разработке нового отраслевого стандарта на помещения медицинские на автомобильных шасси в частности используется опыт создания таких нормативных документов в Европейском сообществе, интересно рассмотреть эксплуатируемые в РФ медицинские автомобили с точки зрения требований ЕС. Так европейский стандарт EN 1789 «Медицинские транспортные средства и их оборудование (санитарный транспорт)» подразделяет медицинские автомобили на три основных типа:

 

Тип А - машина неотложной помощи, разработанная и оборудованная для перевозки пациентов, не нуждающихся в экстренной медицинской помощи;

Тип В - машина неотложной помощи, разработанная и оборудованная для базисного лечения, мониторинга и транспортировки пациентов;

Тип С - реанимационная машина, разработанная и оборудованная для интенсивной терапии, мониторинга и перевозки пациентов.

 

В свою очередь тип А подразделяется на тип А1 - машины неотложной помощи для одного пациента и тип А2 - машины неотложной помощи для двух и более пациентов. Размеры медицинского салона, в зависимости от типа машины приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Размер медицинского салона

Тип медицинского автомобиля

 

А1

А2

(2-4 человека)

А2

(> 4 человек)

В

С

Длина

2 000 мм

2 400 мм

3 100 мм

2 500 мм

3 100 мм

Ширина

1 300 мм

1 300 мм

1 500 мм

1 400 мм

1 500 мм

Высота

1 350 мм

1 350 мм

1 750 мм

1 600 мм

1 800 мм

 

В таблице 2 приведены размеры медицинских салонов рассмотренных в данном обзоре АСМП. Так, например, самый массовый в Российской Федерации автомобиль скорой медицинской помощи ГАЗ-32214 со стандартной крышей из-за малой высоты медицинского салона (1520 мм)  удовлетворяет только требованиям типа А2 (для перевозки в медицинском салоне не более 4 человек). В тоже время АСМП ГАЗ-32214 с высокой крышей по размерам салона может использоваться в качестве реанимации. Требованиям, предъявляемым к типу С, также соответствуют размеры салонов: ГАЗ-3986, «Автомобиль АСМП-Экран», Семар-ТЭМ-32343 и АСМП модели 3251-01. Разработанный в 2000 г. на базе «Соболя» новый ГАЗ-2211721 можно отнести к типу А2, т.к. при достаточных высоте и ширине,  длина медицинского салона не превышает 2460 мм. Основному европейскому типу В, из рассмотренных АСМП,  по своим размерам удовлетворяют только медицинские салоны Реанимобиля интенсивной терапии на шасси УАЗ-3962 Ульяновского механического завода и АСМП модели 27401-012 Чебоксарского авторемонтного завода. Массовому распространению АСМП с медицинскими салонами, удовлетворяющими типу В, отчасти помешало то, что большинство подстанций скорой помощи разрабатывались по автомобили RAF и машины с высокой крышей просто не могли въехать в низкие ворота ангаров, что затрудняло их обслуживание. Созданные же АО «Завод ТУЛА», АО «Ижевский мотозавод «АКСИОН» АСМП на базе УАЗ-3962 со стандартной крышей , как и АСМП на базе «KIA PREGIO» и «MAZDA 2200» согласно европейскому госту EN 1789 могут использоваться лишь для перевозки одного пациента. Широко используемый Автомобиль легковой «Волга» ГАЗ-310231 для медицинской помощи, имеющий 2 места в кабине и 3 места в салоне (1-на носилках и два для сидения), согласно данному стандарту вообще не может применяться как медицинский.

 

Таблица 2

Автомобиль

Размер

 

Длина

Ширина

Высота

Автомобиль АСМП-Экран

3 100 мм

1 960 мм

1 970 мм

ГАЗ-3221(7)4

3 214 мм

1 830 мм

1 520 мм

ГАЗ-3221(7)4 с высокой крышей

3 214 мм

1 830 мм

1 850 мм

ГАЗ-3986

3 100 мм

1 860 мм

1 820 мм

АСМП на базе ГАЗ-2705

3 214 мм

1 830 мм

1 520 мм

АСМП модели 3251-01

3 110 мм

1 940 мм

1 840 мм

АСМП модели 27401-012

3 000 мм

1 940 мм

1 840 мм

Реанимобиль СЕМАР-ТЭМ-32343

3 210 мм

1 830 мм

1 800 мм

Реанимобиль интенсивной терапии на шасси УАЗ-3962

2 730 мм

1 818 мм

1 760 мм

Машина линейной скорой помощи АКСИОН-СП

2 733 мм

1 818 мм

 1 315 мм

АСМП на базе автомобиля

«KIA PREGIO»

2 755 мм

1 615 мм

1 365 мм

АСМП на базе автомобиля

«MAZDA 2200»

3 050 мм

1 530 мм

1 350 мм

ГАЗ-221172

2 460 мм

1 830 мм

1 520 мм

ГАЗ-2211721

2 460 мм

1 830 мм

1 850 мм

Автомобиль для перевозки больных, инвалидов и престарелых на базе ГАЗ-2752

2 460 мм

1 830 мм

1 520 мм

Автомобиль семейного врача Москвич 2901-М

2 050 мм

1 480 мм

1 440 мм

 

Учитывая всё это, ОАО «НПО «Экран» в 2001 г. специально по заказу Минздрава РФ разработало Автомобиль для перевозки больных, инвалидов и престарелых на базе ГАЗ-2752, салон которого по EN 1789 соответствует своему назначению, удовлетворяя типу А2, и Автомобиль семейного врача Москвич 2901-М, соответствующий типу А1.

Хотя разрабатываемый отечественный отраслевой стандарт предъявляет менее жёсткие требования к размерам салонов АСМП в зависимости от назначения, однако заложенные в него цифры не сильно меняют картину распределения по основным группам.

Используются технологии uCoz